ГБПОУ "Челябинский медицинский колледж"

Памятка PAV1

В нашей стране к наркотическим средствам отнесены:   опий и его производные (морфин, героин,  промедол, кодеин,

  • синтетические опиаты - морфин, метадон);
  • некоторые психостимулирующие вещества (кокаин и его производные, фенамин, первитин, эфедрон и другие амфетамины);
  • галлюциногены или психоделические средства: гашиш, анаша, марихуана, ЛСД (диэтиламид лизергиновой кислоты), псилоцибин (финоциклидин);
  • психостимуляторы с галлюциногенным компонентом (экстази).

Токсические средства:

  • разнообразные          растворители,           лаки,   клеи,   содержащие   арома- тические углеводороды (бензол, толуол);
  • снотворные медицинские препараты (седуксен, реланиум, реладорм, тазепам, люминал, фенобарбитал);
  • галлюциногенные медицинские препараты (циклодол, паркопан, тремблекс, кетамин, калипсол).
  • Алкоголь, табак.

Всероссийский телефон доверия для детей,

подростков и их родителей 8-800-2000-122

(Круглосуточно, анонимно)

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

По статистике, основной возраст первого знакомства с наркотическими средствами приходится на 11-14 лет (41%) и 15-17 лет (51%): в основном это курение марихуаны и гашиша, употребление ингаляторов, употребление алкоголя вместе с медикаментами.

Основные причины употребления ПАВ в подростковом возрасте

  • Стремление все в жизни испробовать, или банальное любопытство. «Если другие могут это делать и им нравится, то почему я должен лишать себя удовольствия?» — спрашивает себя такой человек. Иногда эта мысль оказывается подсознательной, но определяет поведение.
  • Подражание:
  1. во-первых, это умышленное подражание членам какой-либо компании, в которую подросток хочет быть принят;
  2. во-вторых, это подражание значимому человеку. Здесь может проявляться свойственный незрелому уму максимализм — если подражать, то уж во всем, даже и в том, что следовало бы признать недостатком;
  3. в-третьих, подражание может быть неосознанным. Так, если взрослые курят в семье, то курение является для ребенка естественной формой поведения.
  • Стремление     к взрослости. Подросток, юноша или девушка, стремится продемонстрировать перед окружающими свою взрослость, независимость. Это особенно актуально для него в случае, если родители и учителя постоянно подчеркивают перед ним свои особые права и его несамостоятельное положение.
  • Самоутверждения для тех, кто не выработал в себе внутренних основ самоутверждения и вынужден прибегать к таким вот внешним знакам. Желание показать себя более взрослым перед сверстниками, то есть выделиться на фоне какой-то группы людей, занять в ней более значимое место, пусть и таким способом, ведет к постоянному употреблению ПАВ. Стремление усвоить «модные» манеры, чтобы убедить окружающих в своей незаурядности, современности, и тем самым повысить свой престиж.
  • Для облегчения общения, которое в подростковой среде является «сверхценностью» вследствие возрастных коммуникативных особенностей и относительного избытка свободного времени. В общении людей большое значение имеют определенные моменты объединения, подчеркивающие сходство общающихся по какому-то признаку. Таковым является, например, процесс курения. Курение позволяет легче включиться в процесс общения: достаточно подойти к курящим и закурить вместе с ними. Другой повод найти бывает затруднительно, а этот всегда под рукой.
  • Ложное представление о том, что психоактивные вещества способствуют хорошему самочувствию. Об этом свидетельствуют ответы молодых людей: «чтобы справиться со стрессом», «с горя», «из-за плохого настроения».

Таким образом, основным фактором риска начала потребления наркотиков является социальная дезадаптация личности (а не скука и любопытство), проявляющаяся в чувстве неудовлетворенности жизнью, собой. Молодые люди, не понимающие природу изменений, которые с ними происходят, могут найти опыт приема наркотиков привлекательным, полагая, что это поможет обнаружить им свое «Я», преодолеть кризис идентичности.

Этапы формирования зависимости

Зависимость от ПАВ последовательно проходит несколько этапов. Каждый последующий этап не сменяет предыдущий, а добавляет к картине заболевания все новые и новые проявления.

  1. Первые пробы. Они возможны «во дворе» или даже в учебном заведении из любопытства, стремления «стать как все», при определенном стечении обстоятельств.
  2. Групповая зависимость. Она формируется по механизму условного рефлекса: прием вещества в обычных для это условиях или в определенной знакомой компании. Вне указанных рамок, желания к употреблению психоактивных средств ребенок не испытывает.
  3. Психическая зависимость. Появление потребности принимать ПАВ, чтобы вновь и вновь испытать приятные ощущения.
  4. Патологическое (неодолимое) влечение к психоактивному веществу. Состояние, проявляющееся неудержимым побуждением к немедленному введению в организм ПАВ. Может выступать как крайнее проявление зависимости.
  5. Физическая зависимость. Включение химических соединений, входящих в состав ПАВ, в обмен веществ организма. В случае резкого прекращения приема препаратов могут наступить расстройства, определяемые как синдром отмены, причиняющий выраженные страдания, в том числе физические расстройства, чувство тоски, тревоги, озлобленность, агрессия по отношению к окружающим и аутоагрессия, вплоть до попыток самоубийства.
  6. Повышение толерантности (терпимости) к психоактивному веществу. Состояние организма, когда отмечается все менее выраженная ожидаемая реакция на определенную дозу вводимого препарата. Происходит привыкание к нему, в результате чего необходимая доза возрастает в 10- 100 раз по сравнению с первоначальной. Соответственно увеличивается разрушительное токсическое действие препарата.