Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания – все те материалы, с помощью которых преподаватель осуществляет обучающее воздействие (учебный процесс). К средствам обучения относятся предметы материальной и духовной культуры, которые используются при решении педагогических задач. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают обучающимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения.
В колледже используются средства обучения и воспитания:
Печатные: учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии
Визуальные (зрительные): таблицы, карты, картины, портреты, натуральные объекты, модели, муляжи, лабораторное оборудование
Механические визуальные приборы: микроскоп, фантомы, муляжи
Аудиальные (слуховые): магнитофоны, музыкальный центр
Аудиовизуальные (зрительно-слуховые): звуковые фильмы
Средства, автоматизирующие процесс обучения: компьютеры, мультимедийное оборудование
Словесные: учебники, художественная литература, словари, другая необходимая литература
О средствах воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия: 1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника; 2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме.
Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов преподавателя и обучающегося, индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что преподаватель направляет свои воздействия не на студента, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться - классные часы, общеколледжные мероприятия.
Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей. Осуществляется через производственную практику.